Материалы

Оксана Гаврисюк

МАРТИН ЛЮТЕР КИНГ: ВЕХИ ПУТИ 

«Ненависть в ответ на ненависть лишь умножает ненависть,
сгущая ночной мрак на небе, и так лишенном звезд.

Мрак не может победить мрак;
только свет в состоянии сделать это.

Ненависть не может победить ненависть;
только любовь в состоянии сделать это
».[1]
М. Л. Кинг 

«В самом центре Атланты, там, где Оберн-авеню, отделяясь от знаменитой Пичтри-стрит, начинает идти под уклон, расположена колыбель, в которой выросла самая влиятельная чернокожая община в истории всего афро-американского Юга. Решив пройти пешком все семнадцать кварталов Оберн-авеню, вы сможете увидеть здание издательства “Дейли уорлд”, офисы Гражданской страховой компании и других процветающих негритянских предприятий. Затем проспект снова поднимается вверх, и по обеим его сторонам, засаженным деревьями, тянутся ряды опрятных больших домов, построенных в викторианском стиле. В них и обитают те экономные, но зажиточные и честолюбивые темнокожие пуритане, которые владеют и управляют уже пройдёнными вами процветающими предприятиями. Здесь же расположены и главные их храмы — собор Вефиль, принадлежащий Методистской епископальной церкви, а также баптистские церкви на Уит-стрит и Эвенэзер»[2].

Но не всегда так было, что чернокожие люди имели уважение и авторитет. До 1862 года в США существовала рабовладельческая система. Жизнь темнокожих в то время была полна унижений и оскорблений. Поэтому они очень нуждались в духовной силе,
которую могли найти в церкви[3]. Во времена рабства церковь была единственным учреждением, которое разрешалось посещать чернокожим рабам. Таким образом, церковь в жизни этих людей играла немаловажную роль. Это было единственное место, где, кроме всего, сохранялась афро-американская культурная традиция.

Путь к свободе был нелегким. В начале ХХ века негры понимали, что их жизнь становится все хуже и хуже. У них оставалось все меньше всяких прав (хотя уже были изданы указы об отмене рабства[4] на всей территории американского государства). Поэтому чернокожим приходилось бороться за каждый шаг. В эти годы были созданы организации против расизма и сегрегации такие, как: Национальная ассоциация за продвижение цветных (NAACP), основанная в 1909 г. д-ром У. Дю Буа, Национальная городская лига в 1910 г. и Всеобщая ассоциация за улучшение положения негров, основанная Маркусом Гарвеем в 1917 г. Эти и другие группы пытались улучшить жизнь чернокожих, используя всегда мирную и законную, демократическую и ненасильственную тактику[5].

Несмотря на все их усилия и старания официально был принят закон о сегрегации[6]. В то же время существовала необходимость выбора: либо смиренно принять эти условия, либо пренебречь ими, по мере сил стараясь их не исполнять, а то и вовсе восстать против них. Постоянная внутренняя борьба заставляла черных мужчин чувствовать свою беспомощность, а в результате и боль. Продолжая жить, люди вынуждены были принимать систему ценностей белого человека. Идея превосходства белых над черными стала символом политической власти и критерием того, что в их среде принималось за нравственный авторитет[7].

Адам Дэниел Уильямс – баптистский пастор, лидер одной из свободных общественных организаций негров – часто проповедовал в церкви Эвенэзер. Верующие брали активное участие в служении. А также большое внимание уделялось музыке. Это были песнопения, через которые люди выражали свои живые, подлинные чувства. Вера темнокожих людей подразумевала не только загробное спасение души, но и земное освобождение от порочной социальной системы. Они надеялись, что рано или поздно им удастся «перейти за Иордан» и «обрести землю Ханаанскую». Кроме того, эти люди имели веру в то, что улучшений следует ожидать здесь и сейчас.

И в этот нелёгкий период Адам Д. Уильямс старался ободрить своих прихожан. Они молились Богу, для которого не существует расовых различий. Они стремились отстоять свои человеческие права. Уильямсу удалось превратить церковь в один из самых неприступных бастионов веры, но также и в центр социального общения и гражданского протеста для всей своей паствы[8].

Точно таким же по характеру, как и Уильямс, был его более младший современник Майк Кинг (так его называла мама, а полное имя – Мартин Лютер Кинг). Он, получив некоторое образование, служил в двух маленьких баптистских приходах, читая проповеди в каждом из них через воскресенье. В 1926 году состоялась свадебная церемония Мартина Кинга и Альберты Уильямс (дочери священника Адама Д. Уильямса).
А в середине января 1929 года в молодой семье родился первенец – Мартин Лютер Кинг-младший.

*  *  *

Детские годы мальчика прошли вполне спокойно и комфортно. Его отец принял предложение перейти в церковь Эвенэзер. Церковь в жизни семьи Кингов играла огромную роль. Альберта и её мать активно участвовали в церковной деятельности. С четырёх лет Мартин пел псалмы на собраниях, а его мама аккомпанировала ему на фортепиано.

Мартин рос целеустремлённым мальчиком, в семь лет он уже начал зарабатывать. Если говорить о его характере, то в нем сочетались темперамент вспыльчивого, неуравновешенного отца и спокойствие всегда невозмутимой матери. Но от реальности, которая ежедневно опустошала души и угрожала жизни многих миллионов людей, к сожалению никто и ничто не могло защитить ребёнка. С раннего детства Мартина бесконечно оскорбляла сегрегация. Мама объясняла своему сыну существующую на Юге систему – сегрегированные школы, рестораны, театры, таблички на фонтанчиках для питья, вывески в залах ожидания и в туалетах. Но её слова: «Ты такой же, как все», – запомнились маленькому мальчику навсегда. Не удивительно, что Мартин научился ненавидеть сегрегацию, считая, «что с точки зрения разума её объяснить невозможно, а с точки зрения морали невозможно оправдать»[9].

Мартин был не по годам развитым парнем. В школе он учился хорошо. Экзамены за 9-й и 11-й классы сдал экстерном во время вступительных экзаменов в высшую школу[10]. Это дало ему право быть зачисленным на первый курс Морхаусского колледжа в возрасте пятнадцати лет. Стоит отметить, что Мартин постоянно находился в духовных поисках. Будучи сыном и внуком знаменитых священнослужителей, он начал учиться на пастора. Он чувствовал, что не в силах сопротивляться ни влиянию родных, ни религиозной обстановке, царящей в колледже[11]. Именно поэтому совсем юный Мартин в 1947 году был рукоположен в духовный сан и стал помощником пастора (своего отца) в баптистской церкви Эвенэзер[12]. С небольшим желанием он выполнял своё служение. Где-то в глубине души он ощущал себя священником новой формации. Священник должен быть современным, образованным, интеллектуальным, открытым миру человеком. Его должно интересовать не только желание найти в вере некое грядущее после жизни убежище, в котором можно спастись от всех бед, но и сегодняшняя борьба добра со злом на земле.

В это время больше всего его интересовало ораторское искусство[13], которое ему очень пригодилось в будущем.

Время учёбы Мартина в колледже совпало с очень важным периодом в мировой истории. Соединённые
Штаты вступили во Вторую мировую войну. С безработицей было покончено. Начался период относительного экономического процветания. Вновь стали слышны требования расового равенства. Война продолжалась. Чернокожие были вовлечены в процесс выпуска военной продукции, службу в армии. Постепенно им становились доступными должности и профессии, которые прежде были закрыты для них. Однако расовые конфликты продолжались[14].

У Мартина Кинга, во время учёбы, была прекрасная возможность свободно исследовать расовые проблемы, поскольку колледж не зависел от белых властей Джорджии и их системы. Непосредственное его участие в Совете по связям между колледжами тоже повлияло на формирование взглядов молодого студента. А именно, он убедился, что среди белых есть много союзников.

Энтузиазм и желание учиться, заставляли Мартина двигаться вперёд.
Получив в колледже степень бакалавра по социологии в 1948 году, он поступил в теологическую семинарию «Посох» в Честере, штат Пенсильвания, где в 1951 году получил степень бакалавра богословия.

*  *  *

Мартин Кинг, будучи студентом семинарии, осознал свое настоящее призвание – быть пастором. Это произошло под влиянием некоторых преподавателей и коллег-единомышленников. Он понял, что «подлинная задача церкви – развивать ум и закалять характер, а отнюдь не служить средством эмоциональной разрядки»[15].

Стоит отметить, что обучение в семинарии, во-первых, сформировало новый подход Мартина к интерпретации Нового Завета. Под влиянием лекций профессора Энслина, он начал воспринимать тексты Писания не поверхностно, как это делал раньше в церкви. Но стал все больше и глубже исследовать Слово Божье для лучшего понимания и истолкования[16]. Так, например, д-р Энслин говорил, что апостол Павел был создателем глубочайшего этического учения, Иисус представал перед слушателями как живой образ пророка нового типа, а жизнь ранних христиан преподносилась в контексте их времени и бытовых реалий. Во-вторых, Мартин также по-другому взглянул на содержание Библии: оно казалось ему более осмысленным, чем прежде. И в-третьих, молодой студент смог найти богословское обоснование тех взглядов на жизнь и общество, которые сложились у него под влиянием собственного жизненного опыта.[17] Можем предположить, что именно такой подход к изучению Писания помог Мартину все больше и больше укрепиться в познании Бога, получить внутреннее убеждение о ненасильственном сопротивлении злу на основе евангельских принципов.

По мнению Мартина Кинга, общество должно меняться, и перемены возможны. Только вот ещё предстояло найти путь к переменам, одобряемый Господом, который был избран Иисусом и апостолом Павлом. Мартин Лютер Кинг имел непоколебимую веру в спасительную силу любви между людьми, той любви, которую Своим учением и жизнью показал Иисус Христос. И этой любовью можно было разрешить конфликты на индивидуальном уровне, но никак не конфликты между расовыми группами или нациями. Крайне скептически
он начинал оценивать возможности любви в ситуациях, когда сталкивались общественные интересы и силы. Решение этого вопроса Мартин Кинг нашёл в выступлении д-ра Мордесайи Джонсона, который говорил о деятельности Махатмы Ганди.

В Индии, благодаря этому лидеру, были достигнуты революционные перемены в обществе, а именно: освобождение страны от колониальной зависимости без единого выстрела. Ганди показал, что при решении социальных проблем можно использовать спасительную силу любви.

«Ганди сопротивлялся злу с огромной энергией и силой, – писал Мартин Кинг, – но он оказывал сопротивление любовью, а не ненавистью. Настоящий пацифизм не является безвольной покорностью силе зла, как утверждал Нибур. Это скорее мужественное противостояние злу силой любви, основанное на вере в то, что лучше терпеть зло, чем причинять его, так как последнее только увеличивает количество зла и несчастья во вселенной, тогда как терпение может вызвать чувство стыда у противника и тем самым произвести изменения в его сердце».[18]

В 1952 г. Мартин Лютер Кинг поступил в докторантуру престижной богословской школы Бостонского университета, где принял многие либеральные взгляды Пауля Тиллиха, Эдгара Брайтмана и других богословов XX века. В то время, однако, у Мартина Кинга было только интеллектуальное понимание позиции ненасилия. Но сможет ли эта идея сработать в Америке в реальных социальных условиях? Ответ на этот вопрос он пока искал.

В 1955 году Бостонским университетом Мартину Кингу была присуждена степень доктора теологии. До этого он познакомился со студенткой консерватории Кореттой Скотт и в 1953 они обвенчались. После окончания консерватории, где Коретта получила диплом по классу вокала и скрипки, молодая семья переехала жить в г. Монтгомери, штат Алабама (1954 год).

 

 

 

 

*  *  *

К этому времени негритянское движение в Америке добилось важной победы: в мае 1954 года Верховный суд США принял решение о запрещении расовой сегрегации в общественных школах[19]. Вопрос расовой дискриминации к началу 50-х годов стал международной проблемой и привлёк внимание всего мира. Возможно, именно это и заставило правительство Соединённых Штатов пойти на ряд уступок негритянскому населению.[20]

Однако в г. Монтгомери и других южных городах существовала узаконенная сегрегация в общественном транспорте: «черные» сидели сзади, «белые» – впереди[21]. Негры ежедневно подвергались оскорблениям и издевательствам. Но событие, произошедшее 1 декабря 1955 года в столице Алабамы, послужило началом нового подъёма негритянского движения на защиту гражданских прав в США. Чернокожая швея по имени Роза Паркс отказалась уступить место белому пассажиру в городском автобусе, и за это была арестована. В ответ чернокожие люди выступили массовым бойкотом городских автобусов. Первый же день обошёлся автобусным компаниям в тысячи долларов убытка. Бойкот общественного транспорта вместо одного дня длился больше года. Чернокожие ходили пешком и организовывали подвозку на личных автомобилях.

Мартин Лютер Кинг, раньше не представлявший себе, каким образом будет применять метод ненасильственного сопротивления, – возглавил комитет по проведению бойкота. Он не начинал действий протеста и не предлагал их. Он просто отозвался на людской призыв стать их представителем. Мартин Кинг вспоминал Нагорную проповедь с её учением о любви. Он искал метод борьбы, который соответствовал его вере в Христа и был приемлем для его сердца.[22] Со временем к нему приходило более глубокое понимание силы ненасилия. Ненасилие стало обязательством жить определённым образом.

В одном из своих интервью он заявлял: «Во-первых, мы требуем вежливого обращения со стороны водителей автобусов. Во-вторых, мы требуем, чтобы в автобусах пассажиры имели право рассаживаться на любые подходящие места – задние или передние – вне зависимости от цвета кожи».[23] В ответ на требования последовали репрессии городских властей, аресты организаторов бойкота (в том числе и Мартина Кинга, которого Суд оправдал, и он вышел на свободу героем), террор расистов, которые бросали бомбы в негритянские церкви и дома. При этом Кинг увещевал толпу чернокожих, собравшихся у его дома, взорванного белыми расистами в Мангомери, штат Алабама, воздержаться от мести, ибо «Иисус и поныне призывает: «Любите врагов своих!». Движение солидарности и поддержки развернулось и на Севере, и на Западе США, а также за рубежом.

В 1956 году, когда Верховный суд признал сегрегацию на общественном транспорте неконституционной, – имя Мартина Лютера Кинга стало известно всей стране. В течение нескольких лет проповедник из Алабамы стал лидером общенационального движения в защиту гражданских прав. Учитывая общую обстановку и необходимость поддержки со стороны белого населения при существующем в стране соотношении сил, Мартин Лютер Кинг и его помощники разработали и применили тактику массового ненасильственного сопротивления. «Традиционные» методы борьбы Национальной ассоциации содействия прогрессу цветного населения при помощи судебных исков и письменных протестов в различные инстанции сохранялись. Но, кроме того, стали применяться массовые бойкоты, уличные демонстрации, пикетирование, «марши свободы». Заслуга Кинга состояла в том, что он, будучи харизматичной личностью, призывал негров активно действовать, а не ждать изменений «сверху». Эта тактика принесла первые успехи, однако они были ещё весьма ограниченными и скромными[24].

 

 

*  *  *

Вскоре деятельность Кинга приобретает международный характер. Он в 1957 году, вместе с женой, совершает первую свою заграничную поездку. Кинг вошёл в официальную делегацию США во главе с вице-президентом США Ричардом Никсоном. Цель вояжа – Аккра, столица недавно ставшей независимой Ганы. Борьба народа Ганы во главе Кваме Нкрумой при помощи ненасильственной политики «позитивного действия» давно привлекала Мартина Лютера Кинга. Помимо Ганы, Кинг побывал в Либерии, Нигерии, а также, посетил Лиссабон, Женеву, Рим, Париж, Лондон.

В 50-60-е годы сотни тысяч приверженцев ненасильственного сопротивления прошли маршами по городам южных штатов. Повсюду звучали призывы к гражданскому неповиновению в борьбе против расовой сегрегации в повседневной жизни и за право голоса для чернокожих, которые во многих местах еще нарушались. Тысячи марширующих попали в тюрьмы, некоторые активисты были убиты. Кинг и его семья ежеминутно рисковали жизнью. На него было совершено более 30 покушений. В 1958 году Мартина Лютера Кинга ранили ножом в грудь, и он чудом выжил. Ни одно из покушений не было раскрыто. Однако, в конце концов, расизм был поставлен на колени.

Каждый раз Мартин Лютер Кинг, будучи глубоко верующим человеком, обращался к чернокожему народу с призывом о ненасилии:

«Не будем создавать панику, если у вас при себе оружие, – отнесите его домой, если его у вас нет, – не старайтесь достать его. Мы никогда не решим нашу проблему ответными насильственными действиями. На насилие мы должны ответить ненасилием. Помните слова Иисуса: “Тот, кто приходит с мечом, от меча и погибнет”»[25]. Или говорил такие слова:
“Мы здесь не защищаем насилия... Мы христианский народ. Тем не менее, злу сегрегации следует противостоять”»[26].

В Движении защиты гражданских прав было много ярких личностей, но Кинг был его лидером. Только ему удавалось зажечь своей верой в Бога и в победу сердца тысяч людей: «Нам сейчас трудно. Многие из нас разочарованы. Но придёт время и правда восторжествует. Когда? Скоро. Ложь не живёт вечно. Скоро вы пожнёте то, что посеяли. Когда? Скоро. Я ясно вижу – за нами будущее, потому что сам Всевышний внемлет нашим мольбам и даст нам избавление. Когда? Скоро»[27].


Философия ненасилия сыграла очень важную роль в Движении. В чем же заключалась её суть и основные особенности?

  • Во-первых, ненасильственное сопротивление – это путь сильных людей, это «пассивное сопротивление». Пассивное – означает, что сторонник такого метода не проявляет физической агрессии в отношении своих противников, но своим разумом и эмоциями он всегда стремится убедить противника в его неправоте. «Это метод физической пассивности, но мощной духовной активности. Это не пассивное непротивление злу, а активное ненасильственное сопротивление злу»[28].
     
  • Второй основной момент: ненасилие – это не стремление победы или унижения противника, но попытка завоевать его дружбу и понимание. Протест зачастую выражается через нежелание сотрудничать или бойкоты – и это лишь средство, чтобы пробудить чувство морального стыда у противника. Целью же является освобождение и примирение.
     
  • Третья характеристика этого подхода состоит в том, что «атака направлена против сил зла в большей степени, чем против тех людей, которым пришлось творить зло. Именно зло стремится победить участник ненасильственного сопротивления, а не людей, ставших жертвами этого зла».
     
  • Четвертым пунктом является желание принимать страдания без возмездия – принимать удары противника, не отвечая на них. Участник ненасильственного сопротивления стремится принять насилие, если это неизбежно, но никогда не нанесёт ответный удар.
     
  • В-пятых, с помощью ненасильственного сопротивления можно избежать не только внешнего физического насилия, но и внутреннего насилия духа. Борец за ненасилие отказывается не только стрелять в противника, но и ненавидеть его. Центром ненасилия является принцип любви агапе. Агапе – это переполняющая любовь, которая чисто спонтанная, немотивированная, необоснованная и бескорыстная. Это божественная любовь, живущая в сердцах людей. Это любовь, в которой индивид стремится найти добро не для себя, а для своего ближнего. 

    А ближнего он находит в каждом встречном человеке. Агапе не является слабой и пассивной любовью. Это любовь в действии, активная и созидательная, стремящаяся защитить и сотворить сообщество. Агапе – познание того факта, что жизнь взаимосвязана и все человечество включено в единый процесс, а все люди – братья. И любовь, агапе, является единственным цементом, способным укрепить разрушенную общность. Когда мне свыше приказано любить, мне приказано удовлетворять разрушенную общность, противостоять несправедливости и удовлетворять потребности моих братьев.
     
  • Шестой основной характеристикой ненасильственного сопротивления служит понимание того, что на стороне справедливости находится весь мир. Поэтому тот, кто верит в ненасилие, – глубоко верит в будущее. Вера является причиной, по которой участник ненасильственного сопротивления принимает страдания без возмездия[29].  

Летом 1963 года Мартин Лютер Кинг был на пике популярности. Дети и внуки рабов пришли в Вашингтон, чтобы заявить о конце расовой сегрегации. 250 тысяч человек слушали речь чернокожего священника. Он мечтал об обществе, где люди всех цветов кожи будут братьями: «Я счастлив стоять здесь в этот великий день. День окончательного обретения настоящей свободы. У меня есть мечта. Мечта, глубоко укоренившаяся в американской мечте. У меня есть мечта, что наша нация воспрянет и доживёт до истинного смысла девиза: все люди созданы равными»[30].

Эти слова из самой известной речи Мартина Лютера Кинга «У меня есть мечта» (I Have a Dream). Её он произнёс 28 августа 1963 года со ступеней Мемориала Линкольна во время Марша на Вашингтон за рабочие места и свободу. Это был важнейший момент Американского движения за гражданские права 1955—1968 годов. В своей речи д-р Кинг провозгласил своё видение будущего, где белые и чёрные могли бы сосуществовать как равные. Речь Кинга считается одной из лучших речей в истории и была признана лучшей речью ХХ века американским сообществом ораторского искусства.

Президент Кеннеди пообещал издать законы, уничтожающие основы для расизма. Через три месяца выстрелы в Далласе превратили мечту о братстве в кошмар ненависти. И только 2 июля 1964 г. президентом США Джонсоном был подписан принятый Конгрессом Закон о гражданских правах 1964  года, который запретил расовую дискриминацию в сфере торговли, услуг и при приёме на работу.

Тем не менее, черные кварталы американских городов стали ареной расовой войны. И Кинг считал, что «коктейль Молотова» и погромы не смогут решить реальных проблем. Он говорил: «Я устал от насилия. Я устал от войны во Вьетнаме. Я устал от конфликтов. Я устал от стрельбы. Я устал от ненависти. Я устал от себялюбия. Я устал от зла. Кто бы что не говорил, я против насилия»[31]. Выступив против войны во Вьетнаме, Кинг окончательно утратил симпатии Белого Дома и стал врагом президента Джонсона. Другие лидеры осудили его позицию.

Начиная с 1963 года и до смерти Мартин Лютер Кинг преследовался ФБР. Несмотря на это, он продолжал свою активную деятельность за права человека.

В октябре 1964 г. Мартину Лютеру Кингу была присуждена Нобелевская премия мира. В интервью по этому поводу Кинг заявил, что присуждением премии оказывается честь не ему лично, а «дисциплине, сдержанности и великолепному мужеству миллионов отважных негров и белых американцев доброй воли, следующих курсом ненасилия, в стремлении установить царство справедливости в нашей стране»[32]. В Атланте — на родине Кинга — ему присвоили звание почётного гражданина города, а в Сельме ему не посмели отказать в номере в гостинице, обслуживавшей ранее только белых.
 

 

*  *  *

28 марта 1968 года Кинг возглавил 6-тысячный марш протеста в деловой части Мемфиса (штат Теннесси), целью которого была поддержка бастующих рабочих. 3-го апреля, выступая в Мемфисе, Кинг произнёс свою последнюю проповедь под названием
«Я был на вершине». В ней М.Л. Кинг уподобляет себя Моисею, который по призыву Господа взошёл на вершину горы Синай и услышал обетование. «Мне неведомо, что произойдёт. Впереди у нас трудные дни. Но для меня это теперь не имеет значения, ибо я был на вершине»[33].

Вечером 4-го апреля 1968 года Кинг был смертельно ранен снайпером, когда стоял на балконе в мемфисском мотеле «Лоррейн». Убийца, Джеймс Эрл Рей, получил 99 лет тюремного заключения.

Епископальная церковь США признала Кинга мучеником, отдавшим жизнь за христианскую веру. Его статуя размещена в Вестминстерском аббатстве (Англия) в ряду мучеников ХХ века. Мартин Лютер Кинг был первым темнокожим американцем, кому был установлен бюст в Большой ротонде Капитолия в Вашингтоне. Третий понедельник января отмечается в Америке как День Мартина
Лютера Кинга и считается национальным праздником. В 2004 году  Кинг посмертно награждён высшей наградой США Золотой медалью Конгресса.

В заключение хочется сказать, что Мартин Лютер Кинг прожил короткую, но яркую жизнь. Выходец из обеспеченной семьи, сын пастора и сам пастор, он начал в середине 50-х годов свою общественную деятельность на основании евангельских принципов. Он на деле доказал, что можно перевернуть мир, не прибегая к насилию.

В одной из последних проповедей в церкви Кинг обратился к прихожанам со следующими словами: «Когда я отойду в лучший мир, не вспоминайте о том, что я лауреат Нобелевской премии, это не существенно... Скажите просто, что я был барабанщиком в борьбе за справедливость и мир, барабанщиком, пытавшимся превратить этот старый мир в новый»[34].

М.Л. Кинг победил и победило его движение на основании евангельских принципов борьбы со злом.
 

 

Библиография

Джонсон Р. Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке. http://www.antimilitary. narod.ru /antology/sborniki/2000_nonviolens/ nonviolens_6.htm#2

Зыков А. Анализ деятельности Мартина Лютера Кинга, его места в протестной среде США. http://www.allbest.ru

Кинг М. Л. Любите врагов ваших / Пер. с англ. И. Тимофеева, О. Писарева, Ю. Джибладзе. http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_00.htm#1

Кинг М. Л. Паломничество к ненасилию. http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_00.htm#5

Кинг М. Л. У меня есть мечта – Пер. с англ. I Have a Dream. http://www.coldwar.ru/bases/i-have-a-dream.php

Кинг М. Л. У меня есть мечта. http://www.4oru. org/article.96.html

Кинг М. Л. Шаг к свободе.

http://www.nekij.info/Links/Library/M.L.King/Books/Estj%20u%20menja%20mechta/Shag%20k%20svobode.html

Киселев В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-ые – 60-ые гг.) www.nekij.info/Links/Library/Sborniki/Books/Opyt%20nenasilija% 20v%20XX%20stoletii/Kiselev.html

Кондрашов С. Н. Жизнь и смерть Мартина Лютера Кинга. http://www.antimilitary. narod.ru/antology/king/kondrashov_king. htm

Лагунина И. Америка отметила 40 лет со дня смерти Мартина Лютера Кинга. – Радио Свобода, 11.04.2008. http://www.svoboda.org/content/transcript/443190.html

Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие / Пер. с англ. В. Т. Олейника. — М. Рудомино : Текст, 2004. — 285 с. [William Robert Miller. Martin Luther King, Jr. His life, martyrdom and meaning for the world ]. http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_03.htm.

Нитобург Э. Л. Борец против расизма, за мир и социальную справедливость. http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_01. htm#99

Политические убийства. Смерть в Мемфисе. Таинственное убийство Мартина Лютера Кинга [2005-2007 г., Криминально-публицистический сериал, DVDRip]. http://www.ex.ua/14978403

Прокламация об освобождении рабов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокламация_об_освобождении_рабов

Расовая сегрегация в США. https://ru.wikipedia. org/wiki/Расовая_сегрегация_в_США

King Martin Luther, Jr. – Biography. http://www.biography.com/people/martin-luther-king-jr-9365086#early-years

 

[1] Кинг М.Л. Любите врагов ваших / Пер. с англ. И. Тимофеева, О. Писарева, Ю. Джибладзе. – http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_00.htm#1

[2] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие / Пер. с англ. В. Т. Олейника. — М. Рудомино: Текст, 2004. — 285 с. [William Robert Miller. Martin Luther King, Jr. His life, martyrdom and meaning for the world]. http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_03.htm.

[3] Джонсон Р. Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке. – http://www.antimilitary.narod.ru/antology/sborniki/2000_nonviolens/nonviolens_6.htm#2

[4] Прокламация об освобождении рабов. https://ru.wikipedia.org/wiki/Прокламация_об_освобождении_рабов.

[5] Джонсон Р. Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке.

[6] Целенаправленное разделения «белых» и «цветных» в общественных местах и учреждениях: ресторанах, школах, жилых районах.

[7] Миллер У.Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[8] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[9] Кинг М.Л. Шаг к свободе. http://www. nekij.info/Links/Library/M.L.King/Books/Estj%20u%20menja%20mechta/Shag%20k% 20svobode.html

[10] Martin Luther King Jr. – Biography. http://www.biography.com/people/martin-luther-king-jr-9365086#early-years

[11] Зыков А. Анализ деятельности Мартина Лютера Кинга, его места в протестной среде США. http://www.allbest.ru

[12] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[13] Кондрашов С. Н. Жизнь и смерть Мартина Лютера Кинга. http://www.antimilitary. narod.ru/antology/king/kondrashov_king.htm

[14] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[15] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[16] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[17] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[18] Миллер У. Р. Мартин Лютер Кинг. Жизнь, страдания и величие.

[19] Джонсон Р. Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке.

[20] Нитобург Э. Л. Борец против расизма, за мир и социальную справедливость. http://www.krotov.info/lib_sec/11_k/kin/g_01.htm#99

[21] Расовая сегрегация в США.

[22] Киселев В. Ненасильственный опыт движения за гражданские права в США (50-ые – 60-ые гг.) www.nekij.info/Links/Library/Sborniki/Books/Opyt%20nenasilija%20v% 20XX%20stoletii/Kiselev.html

[23] Политические убийства. Смерть в Мемфисе. Таинственное убийство Мартина Лютера Кинга [2005-2007 г., Криминально-публицистический сериал, DVDRip]. http://www.ex.ua/14978403

[24] Нитобург Э. Л. Борец против расизма, за мир и социальную справедливость.

[25] Кинг М.Л. Шаг к свободе.

[26] Джонсон Р. Мартин Лютер Кинг-младший и ненасильственная борьба за гражданские права в Америке.

[27] Политические убийства. Смерть в Мемфисе Таинственное убийство Мартина Лютера Кинга.

[28] Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию.

[29] Кинг М.Л. Паломничество к ненасилию.

[30] Кинг М.Л. У меня есть мечта – Пер. с англ. I Have a Dream. – Эл. ресурс: http://www.coldwar.ru/bases/i-have-a-dream.php

[31] Политические убийства. Смерть в Мемфисе Таинственное убийство Мартина Лютера Кинга.

[32] Нитобург Э. Л. Борец против расизма, за мир и социальную справедливость.

[33] ЛагунинаИ. Америкаотметила 40 летсоднясмертиМартинаЛютераКинга. – РадиоСвобода, 11.04.2008. http://www.svoboda.org/ content/transcript/443190.html

 

[34] МартинЛютерКинг: «Уменяестьмечта...». http://www.4oru.org/article.96.html

Вы здесь: Home